В процессе оказания первой помощи при переломах поврежденная область должна быть обездвижена. Это позволит травме не стать более тяжелой и подготовить человека к транспортировке. Спокойное состояние позволяет уменьшить болевые ощущения и даже устранить их, предотвратить распространение шока, уменьшает вероятность других повреждений внутренних органов, тканей. Современный метод достичь такого положительного результата – наложить шину.
Транспортные шины накладываются в случае повреждений суставов, костей, нервов, при сильных травмах мягких тканей и в некоторых других случаях, то есть всегда, когда требуется обездвижить поврежденную область. Есть уникальные шины, предназначенные для оказания первой помощи. Если же их нет, обездвиживание осуществляется при помощи подручных средств, в роли которых могут выступать фанеры, доски, лыжи и так далее.
Если нет ничего, что могло бы выступить в роли шин, следует зафиксировать поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а ногу к здоровой конечности. Все же следует хорошо обсмотреть местность, так как желательно найти подходящие прочные материалы, особенно, если видно, что перелом серьезный.
В процессе иммобилизации необходимо следовать некоторым правилам.
Правила наложения шины
Можно выделить двенадцать основных правил, которые помогут неопытному человеку правильно наложить транспортную шину.
- Иммобилизация должна быть надежной. Важно понимать, что при травмах конечностей необходимо зафиксировать переломанное место и два ближайших сустава, при этом один располагается выше, а другой ниже переломанной области. Если произошел бедренный перелом, нужно обездвижить три сустава: коленный, голеностопный и тазобедренный.
- Перед тем, как проводить обездвиживание, важно приготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой. Другой вариант – надеть на нее чехол. Нужно прикрыть выступающие костные части прокладками из марли и ваты, иначе будут образованы пролежни.
-
Когда происходит наложение шины, поврежденная конечность должна находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно снимает мышечное напряжение. Достичь этого легко, для этого необходимо только немного согнуть крупные суставы под углом не более десяти градусов.
- Если перелом закрытый, можно аккуратно произвести вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх обуви и одежды.
- Если перелом открытый, не позволительно выполнять вытяжение или вправление костных отломков. Они должны быть зафиксированы в том положении, которое было приобретено в результате перелома.
- Еще одно важное правило в отношении открытого перелома — на рану необходимо накладывать давящую повязку. Такие переломы часто сопровождаются кровотечением, которое следует остановить в обязательном порядке. Делается это с помощью жгута, который накладывается поверх одежды, он должен быть на виду. Кроме того, важно под жгут положить записку с указанием времени, с которого он наложен. Это важно для медицинского персонала, так как превышение времени может вызвать необратимые последствия. Жгут на конечности может находиться от одного до двух часов.
- Бывает, что с человека следует снять одежду. В этом случае тоже нужно учитывать важное правило – сначала нужно снять одежду с неповрежденной конечности, после этого с той, где случился перелом. Надевать одежду следует в другом порядке, то есть сначала с поврежденной руки или ноги.
- Нельзя надевать или снимать элементы одежды и при этом поднимать или сажать человека.
- Перекладывая человека на носилки, необходимо поддерживать поврежденную конечность, поэтому лучше воспользоваться услугами помощника.
- Шина не должна быть изогнута по форме конечности.
- В процессе наложения шины нельзя допускать, чтобы усиливалась боль, поэтому все следует делать аккуратно.
-
Ни в коем случае нельзя осуществлять наложение шины на голое тело. Кроме того, ее концы не могут врезаться в кожные покровы или сдавливать кровеносные сосуды и нервы, которые находятся рядом.
Как накладывать шину на разные участки
Чтобы самостоятельно изготовить транспортную шину при переломах черепа можно воспользоваться плотным ватно-марлевым валиком, который будет иметь вид бублика. Сделать это просто: нужно взять полоску из серой ваты толщиной до пяти сантиметров и шириной до двенадцати сантиметров. Оптимальная длина – от 45 до 50 сантиметров. Эту полоску нужно скрутить в плотный жгут и обернуть бинтом. Концы валика необходимо соединить и сшить, конечно, может не оказаться ниток, иголки, поэтому, придется использоваться опять же подручные средства. Этот бублик нужно осторожно подложить под голову и прибинтовать круговыми движениями. Кстати, такой валик можно даже сделать из полотенца и других подходящих материалов.
Важно рассмотреть, как накладывать шину в случае переломов не очень удобных мест.
- Плечо. Травма плечевой кости зачастую приводит к развитию отека, деформации. Пострадавший не может двигать рукой ниже поврежденного места. Сначала необходимо положить под мышку легкую прокладку, затем аккуратно поместить поврежденную конечность у бока, при этом предплечье должно находиться под прямым углом поперек грудной клетки. Нужно сделать шину, для этого подойдут журналы, газеты и другие материалы. Шина должна быть помещена с наружной стороны конечности. Ее следует привязать ниже и выше сломанного места. После этих действий необходимо завязать на шее перевязь, чтобы нижняя часть руки была хорошо поддержана. Вокруг шины и грудной клетки укладывается простыня, чтобы привязать плечо к телу. Повязка закрепляется под другой рукой.
- Бедро. Чтобы наложить шину, нужны две доски, в крайнем случае, другие материалы. В первом случае наложение выполняется следующим образом: колено не распрямляется (если это требуется для транспортировки, нужно все выполнять очень осторожно), семь блинных тканевых или бинтовых полосок проталкиваются под тело, например, под поясницей, они распределяются ниже колена, у бедра, на спине, под мышками, ниже коленного сустава, у щиколоток, затем две шины с покрытием помещаются параллельно друг к другу, при этом внешняя шина направлена от подмышек ниже пяток, другая – от паха ниже пяток. После всего этого шины привязываются на место и завязываются на внешней стороне. Если досок нет, между ногами располагается свернутое одеяло, поврежденная нога привязывается к здоровой конечности. Ноги связываются в трех местах: на щиколотках, ниже и выше колен, на бедрах. Нельзя привязывать шины к поврежденному месту.
Во всех случаях принцип один: аккуратность не поспешность. Независимо от того, какое место повреждено, следует придерживаться всех описанных требований. Действовать необходимо как можно быстрее после того, как случился перелом. Причем наложение шины важно и тогда, когда нет перелома, лишь вывих. Чтобы доставить человека в больницу и облегчить его состояние, следует относиться к наложению шины очень внимательно.
Возможно, что пациент находится без сознания и ему требуется еще и другая медицинская помощь. В этом случае необходимо привлечь дополнительных людей, если же такой возможности нет, нужно действовать по ситуации.
Если наложение шины может подождать, а у пострадавшего имеется более серьезная травма или повреждение внутренних органов, нужно оказать помощь в этом отношении.
Конечно, действовать в такой ситуации нелегко, но, если помнить, что от принятых мер зависит дальнейшее состояние человека и, возможно, жизнь, можно найти все силы, чтобы помочь ему.