Шина выступает фиксатором для различных частей тела и обеспечивает профилактику и лечение травм и недугов костной системы. Шина Крамера является последователем шины Дитерихса и призвана зафиксировать пораженную конечность до момента поступления пострадавшего в травмпункт.
Путем иммобилизации, или обездвиживания, конечности удается предохранить поврежденную конечность от дополнительных травм и снизить болевой синдром. Транспортировка пострадавшего без шинирования чревата смещением костей и отломков, травмированием близрасположенных нервных окончаний и сосудов, что чревато дополнительным психическим потрясением для больного, усилением боли, а что самое главное – повышением риска возникновения неприятных последствий, таких как неправильное срастание и др. Поэтому переносить больного без иммобилизации строго запрещено.
Причины травм
Перелом конечности – довольно распространенное явление, причиной которого чаще всего выступает травма, полученная при неудачном падении или ударе. Предварительный диагноз можно поставить по таким признакам:
Что собой представляет шина
Шина, которая носит имя Крамера, представлена целым набором длинных и гибких проволочных решеток или лесенок, а также фиксирующих ремней. Транспортным шинам легко придать любую форму в зависимости от характера перелома. Наложение шины Крамера производят при переломе как нижних, так и верхних конечностей, в частности, костей предплечья, плеча, лодыжек, пальцев, стопы, бедра и голени. Это же приспособление помогает зафиксировать голову и шейный отдел позвоночника.
При шинировании необходимо соблюдать одно важное правило: в фиксации нуждаются как минимум два близлежащих к месту перелома сустава, а при переломе плеча их количество увеличивается до трех.
Техника иммобилизации при травме плеча
Последовательность действий при этом такая:
- Лестничную шину оборачивают ватой и фиксируют последнюю бинтом.
- На конце шины, а именно по ее углам привязываются две тесемки из марли длиной около 80 см.
- Далее приспособление сгибается под прямым углом, а точку сгиба необходимо вымерить по здоровой конечности больного,
- Отмоделировать шину и наложить пострадавшему на поврежденное плечо.
- Слегка поддать плечо вперед на расстояние, равное углу в 30 градусов.
- В область подмышки вложить вату, а тесемки из марли зафиксировать на втором конце шины в районе предплечья.
- Ладонь с внутренней стороны проложить ватно-марлевым валиком и зафиксировать все приспособление на конечности при помощи бинта.
Техника иммобилизации при травмах стопы, лодыжек и пальцев
Рекомендуемая последовательность действий:
- Выбрать шину длиной 80 см и придать ей форму буквы «Г», согнув под прямым углом на расстоянии около 20–25 см от края.
- Произвести моделирование приспособления в районе пяточной кости и икроножной мышцы. Это можно сделать, используя здоровую конечность пострадавшего,
- Проложив в районе костных выступов вату, прибинтовать приспособление к конечности.
В случае тяжелого перелома лодыжек, когда повышается риск бокового смещения стопы, имеет смысл провести иммобилизацию при помощи трех шин. При этом одну накладывают на поверхность ноги сзади, а две другие – по поверхностям голени с внутренней и наружной стороны.
Техника иммобилизации при травмах стопы и костей голени
Последовательность действий следующая:
- Выбрать шину размером 120 см и изогнуть ее конец под прямым углом, произведя моделирование в зависимости от выпуклости пятки и икроножной мышцы здоровой конечности.
- Шина накладывается сзади на поверхность нижней конечности, предварительно выпрямленной в колене. Загнутый угол будет служить опорой подошве стопы.
- Наружную и внутреннюю стороны конечности фиксируют двумя дополнительными шинами.
- Там, где наблюдаются костные выступы, подкладываются ватные прокладки.
- Зафиксировать шины на ноге при помощи бинта, а после подвесить ногу на косынке.
При этом необходимо помнить, что сначала пострадавшему необходимо вколоть обезболивающее, а уже потом проводить иммобилизацию. При наличии кровотечения рану закрывают стерильным жгутом или давящей повязкой. Жгут повязкой, призванной фиксировать шину, закрывать нельзя, так как очень важно получить к нему доступ, не снимая приспособление.
Выстеленное ватой и забинтованное пластмассовое или металлическое приспособление защищается клеенчатым чехлом для стерильности. Одежду с пострадавшего снимать не принято, так как можно дополнительно травмировать конечность. При необходимости ее можно разрезать.
Пострадавшего, который находится в обморочном состоянии, транспортируют в травмпункт в положении лежа на животе, а под голову и грудь подкладывают валик. Это помогает предотвратить удушье, но очень важно контролировать пульс и частоту дыхания больного. Необходимо помнить, что правильная иммобилизация сводит к нулю риск появления тяжелых последствий травмы и помогает улучшить общее состояние больного.